Прежде номера на бортах обозначались только на государственных лодках и катерах, а частники спокойно бороздили водные просторы без номеров
и других опознавательных знаков. Но уже давно номер для лодки является таким же обязательным атрибутом, как и номер для автомобиля.
И не только номер: как и на управление автомобилем, для судовождения нужны права, техосмотр и судовой билет. Естественно,
бортовые номера для лодок тоже являются необходимостью.
Лодочные номера нужны для того, чтобы инспектор ГИМС мог издали идентифицировать плавсредство, контролировать его перемещения и
пресекать возможные нарушения правил судоходства, так как эти нарушения не менее опасны, чем нарушения правил дорожного движения на
суше.
Бортовые номера для лодок отличаются от автомобильных тем, что не имеют единого ГОСТ стандарта. Они могут быть разного цвета, изготовлены из
различных материалов и не имеют единого размера.
Основные требования к номерам на лодке заключаются в том, что они наносятся на оба борта и должны быть хорошо заметны на воде.
И, если до 2021 года правилами ГИМС были четко регламентированы строго определенные размеры номеров на лодке, то уже
в Правилах ГИМС 2021 г. (Приказ МЧС России №355 от 01.06.2021 ), а затем и в заменивших их (и акутальных в 2024 г.)
Правилах ГИМС 2023 г.
какие-либо чёткиие указания по поводу минимально допустимых размерам боротовых номеров на лодке отсутствуют.
Однако, часто можно столкнуться с тем, что подразделения ГИМС, а также инспекторы ГИМС на воде настаивают на соблюдении стандартов,
которые были указаны в "Правилах ГИМС" 2017 г.
(подробней об этом)
Если вы сделаете номера по стандартам 2017 года, то можете
быть на 100% уверены, что никаких вопросов со стороны ГИМС по поводу номеров к вам точно не появится. Если же лодка небольшая и/или с очень сложным бортом,
можете сделать номер поменьше (в пределах разумного - номер-невидимку делать точно не стоит). На всякий случай подстрахуйтесь отметкой инспектора
в судовом билете или хотя бы телефонным звонком инспектору ГИМС, чтобы он дал "добро" сделать номер поменьше или нанести его не там, где обычно.
По Правилам ГИМС, действовавшим до 1 марта 2022 г. требовалось, чтобы:
— номер наносился на оба борта маломерного судна;
— номер был написан одной строкой;
— середина номера находилась на расстоянии ¼ длины корпуса от форштевня.
— цвет номера был контрастным по отношению к цвету борта;
— высота символов номера была не менее 150 мм;
— ширина символов номера составляла не менее 100 мм;
— ширина штриха (линий) символов была не менее 15-20 мм;
— при отсутствии флага на мачте или флагштоке рядом с номером изображался флаг РФ не менее 200Х300мм
По умолчанию мы по-прежнему изготавливаем номера и флаги, соответстующие всем этим требованиям, а по желанию заказчика делаем номера любых других размеров.
Номер на лодке ПВХ по стандартам ГИМС 2017 г.
А вот выход на воду без номеров на борту чреват серьёзными неприятностями - от огромных штрафов до лишения прав. И если прежде размер штрафа
за отсутствие номеров на лодке был от 500 до 1000 руб., то после 2019 года размер этого штрафа увеличился в несколько раз и теперь составляет: при первом
нарушении от 5 000 до 10 000 руб.
(либо применяется лишение прав от 6 месяцев до 1 года) при повторном нарушении от 10 000 до 20 000 руб. (или лишение права управления судном от 1 года до 2х лет).
(Источник:
Статья 11.7 КоАП РФ , см. пункт 1 и 1.1. (нарушение... несения судовых огней и знаков)
Поэтому, чтобы не было неприятностей, не забывайте регистрировать свое плавсредство и наносить номера на его борта.
Штрафы и лишение прав за отсутствие номеров на лодке в 2023 г. (актуально в 2024 г.)