номера на лодки, катера, яхты

Номера на лодки, катера, гидроциклы, яхты: изготовление и продажа в Москве и России.

номера на лодки, катера, яхты: производство и продажа

МЫ ИЗГОТАВЛИВАЕМ НОМЕРА НА ЛОДКИ С 2003 ГОДА. МЫ ЗНАЕМ О ЛОДОЧНЫХ НОМЕРАХ ВСЁ.

номера на лодку ПВХ, катер, яхту
заказать изготовление номера
виды бортовых номеров ГИМС
как нанести номер на лодку
фото лодочных номеров
название лодки, яхты катера
прайс-лист
контакты
номера на лодки, катера, гидроциклы, яхты / часто задаваемые вопросы про номера на лодку

Часто задаваемые вопросы про номера на лодку


I. Общие вопросы про номера на маломерные суда


про размеры, структуру, место размещения номера

1.1. Какого размера должен быть номер?

Правилами ГИМС установлены следующие размеры бортовых номеров для моторных маломерных судов:
– высота символов (букв и цифр номера) – не менее 150 мм
– ширина символов – не менее 100 мм
– ширина штриха символов (толщина линий каждой буквы, цифры) – 15-20 мм
– высота флага - не менее 200 мм
– длина флага - не менее 300 мм

Указанные требования к размерам номера относятся как к номерам нового образца (присвоенным после 2017 года), так и к номерам старого образца (присвоенным до 2017 г.)



Рис. Пример идентификационного номера судна нового образца (с 2017 г.) с размерами

пример регистрационного номера судна образца 2017 с размерами

Рис.: Пример идентификационного номера судна старого образца (до 2017 г.) с размерами

номер на лодку старого образца

1.2. Я не хочу такой огромный номер, он испортит внешний вид моей лодки. Можно ли сделать номера высотой меньше 150 мм?

Номера высотой меньше 150 мм можно делать только в особых случаях.
По правилам ГИМС бортовые номера маломерных судов должны иметь высоту не менее 150 мм. Номера меньшего размера допускается размещать только в том случае, когда конструктивные особенности судна не позволяют нанести номера требуемого размера. В этом случае требуется дополнительное согласование размера номера с ГИМС и получение записи в графе «Особые отметки» о том, что размер номера (а иногда и место его размещения) с ГИМС согласован . Если этого не сделать, номер высотой менее 150 мм считается нарушением требований к идентификационным номерам.

1.3. Можно ли сделать номера высотой больше 150 мм?

Да, можно, Правилами ГИМС это не запрещается.
В соответствии с требованиями ГИМС бортовые номера на яхтах, катерах, лодках должны иметь высоту не менее 150 мм, а
номера высотой больше 150 мм делать можно.

1.4. Какая длина получается у номера при высоте 150 мм?

При высоте номера 150 мм длина номеров, которые изготавливаем мы, составляет 1250-1300 мм – без флага, плюс флаг длиной 300 мм и небольшой интервал 50-100 мм, получается около 1650-1700 мм. Это общая длина номера нового образца, состоящего из 11 символов, с флагом.
Если же речь идёт о номере старого образца, состоящем из 7 символов, то его длина получается примерно 900 мм – без флага и 1300 мм – с флагом.

1.5. Почему часто попадаются рисунки с номерами длиной 1400 мм и 1700 мм? Я даже видел картинку с такими размерами на стенде в отделении ГИМС.

Номера, которые мы изготавливаем, строго соответствуют требованиям Правил ГИМС (так называемым «ГОСТам»). Мы специально разрабатывали особый оригинальный шрифт, который до миллиметра соответствует всем требованиям ГИМС, т. к. готовых шрифтов, которые соответствовали бы полностью по всем параметрам этим требованиям, не существовало ни в одной библиотеке шрифтов. Другие изготовители номеров на лодки используют различные шрифты, которые могут отличаться от стандартов ГИМС и при этом иметь самые разнообразные пропорции, быть более широкими или более узкими. Отсюда получается, что при высоте символов номера 150 мм общая длина номера у разных производителей варьируется в относительно большом диапазоне в зависимости от используемого шрифта.

Другая причина, почему длина номера может отличаться у разных изготовителей, заключается в том, что все делают разные интервалы между символами номера. Какими должны быть интервалы между символами номера, Правилами ГИМС никак не оговаривается: не существует заданного «правильного» интервала, который должен быть между цифрами и буквами номера. Мы делаем интервалы не очень большими, чтобы номер был не слишком громоздким, но достаточными для того, чтобы не нарушать читабельность номера. У нас вы получите такие номера, которые сделаны максимально компактно и при этом хорошо выглядят и хорошо читаются, что особенно важно, с точки зрения ГИМС.

Третий фактор, который влияет на общую длину номера – расстояние между номером и флагом. Также, как и интервал между символами номера, интервал между номером и флагом Правилами ГИМС никак не регламентируется и может быть любым.

И, наконец, когда говорят об «общей длине номера», нужно уточнить, имеется ли в виду длина номера с флагом или без него.

Что касается «картинки на стенде в ГИМС», в некоторых отделах регистрации маломерных судов на информационных стендах висят рисунки с примерами того, где должен быть размещён номер на борту лодки или катера с указанием его размеров. Нам известно, что, как минимум один из таких схематических рисунков, был скачан сотрудником ГИМС с одного из сайтов в интернете и размещён на стенде в качестве примера. Этот рисунок не является официальным документом ГИМС и некоторые размеры (в частности, общая длина номера) на нём указаны приблизительно, без учёта тех моментов, о которых мы рассказали выше.

1.6. Что делать, если длинный номер, который требует ГИМС, на моей лодке / гидроцикле не помещается?

Правилами ГИМС предусмотрена такая ситуация, когда номер требуемого размера на борту не помещается. В ремарке пункта №9 Правил ГИМС на этот счёт есть такая формулировка: «В случае, если в силу конструктивных особенностей судна отсутствует возможность выполнить требования, установленные настоящим пунктом, размеры и место нанесения идентификационного номера определяются органом регистрации, о чем делается запись в разделах «Особые отметки» судового билета и Реестра.» Это означает, что вы можете нанести на лодку номер (и флаг) такого размера, который поместится на борту вашей лодки, даже если этот размер меньше установленного Правилами, а инспектор ГИМС должен проставить в вашем судовом билете отметку о том, что размер номера (и/или место размещения) согласован с ГИМС.
Тоже самое относится к номерам на гидроциклах, так как места под номер на аквабайков всегда значительно меньше, чем требуется для размещения номеров стандартного размера.


правильно Пример отметки в судовом билете, сделанной инспектором ГИМС,
с описанием размеров номера и флага нестандартного размера
и мест их размещения на гидроцикле.

особые отметки о согласовании номера нестандартного размера


1.7. Обязательно ли проходить ТО в ГИМС после нанесения номеров и делать отметки в судовом билете?

Судовой билет – это ваши «водительские права» на управление моторным судном, которое подлежит обязательной регистрации (* регистрировать обязательно все яхты, катера, гидроциклы и лодки массой более 200 кг с двигателем мощностью более 8 кВт (10,88 лошадиных сил). Получив новый судовой билет и разместив на борту судна полученный идентификационный номер, необходимо пройти ТО, чтобы получить права на управление судном. «Особые отметки» в судовом билете инспектор ГИМС заполняет в том случае, когда номер и/или флаг размещён на борту либо в непредусмотренном для этого месте, либо непредусмотренного Правилами размера, что допускается, когда технические особенности борта (его недостаточный размер или различные выступы, неровности и т.п.) не позволяют нанести номер и/или флаг нужного размера (см. ответ на предыдущий вопрос).

1.8. Можно ли сделать номер такого цвета, чтобы он не слишком выделялся на борту?

Нет, нельзя.
Номера, которые по цвету сливаются с цветом борта, плохо различимы на борту, с трудом читаются, Правилами ГИМС прямым текстом запрещены.
Требования ГИМС однозначно указывают, что номера маломерного судна должны быть выполнены цветом, контрастными к цвету борта и хорошо читаться. (пункт 9 Приказа №340, в котором сформулированы Правила ГИМС, говорит: «Идентификационный номер наносится контрастным цветом на обоих бортах судна…») При нарушении этого требования вы не пройдёте техосмотр, а если он уже есть, возникнут проблемы на воде: ГИМС выставит штраф за нарушение Правил. Так что наносить на борт плохо различимые номера – это, по сути, тоже, что ходить вовсе без номеров.

1.9. Куда нужно клеить номер?

Если говорить простым языком, то номер на борту должен быть изображён в передней части лодки, то есть, ближе к носу судна.
Более точно место размещения номера описывается пунктом №9 Правил ГИМС и звучит так: «середина идентификационного знака должна находиться на расстоянии 1/4 длины корпуса от форштевня одной строкой».


правильно На рисунке показано место,
где должен быть размещён номер на лодке.


место нанесения номера ГИМС на лодке


1.10. Если я не могу наклеить номер там, где нужно (там что-то мешает), можно ли его наклеить / нарисовать в другом месте?

Да, можно. Только в этом случае вам будет нужно согласовать место размещения номера в отделении ГИМС и получить соответствующую отметку в судовом билете о том, что номер с ГИМС согласован.
В отдельных случаях Правилами ГИМС предусмотрено разрешение – по обязательному согласованию с инспектором ГИМС в отделении регистрации – размещать номер на борту судна в «неположенном» месте (не в первой четверти длины корпуса, а где-то в ином месте) в тех случаях, когда нанести номер там, где положено по Правилам, невозможно, например, в этой части борта недостаточно места или на поверхности борта есть какие-то помехи, неровности, заклёпки и другие выпуклые элементы, препятствующие нанесению номера. Однако, выбранное место нанесения нужно обсудить с инспектором ГИМС и получить от него «добро» на изображение номера и/или флага в выбранном месте, а его согласие должно быть зафиксировано в вашем судовом билете и в Реестре в ГИМС в виде «особой отметки».

1.11. Как будет выглядеть номер на второй борт? Получается, что он наклеивается в обратном направлении и должен быть зеркальным?

Нет. Номера на оба борта наносятся от носа к корме, слева направо и не выглядят зеркальными (в зеркальном отражении второй номер получается нечитаемым). Флаги наносятся после номера, то есть с права от номера – как на один, так и на другой борт.
На видео пример того, что получается, если сделать номер «зеркальным». Смешно получилось :)



1.12. Почему номера и трафареты номеров изготавливаются одним блоком, а не отдельными символами?

Отдельные буквы и цифры наклеить несколько проще, чем сразу весь номер длинной больше метра, но при этом сделать это ровно и аккуратно очень затруднительно, долго и хлопотно. В итоге номер выглядит неряшливо.

Чтобы длинную наклейку с номером было удобнее нанести на борт, есть определённые техники, пошагово описанные в инструкции по нанесению номеров на лодку. Если же вы всё-таки предпочитаете наклеивать символы номера по отдельности, вы можете нарезать нашу наклейку с номером на отдельные буквы и цифры и приклеивать их по отдельности – на обратной стороне наклейки есть сантиметровая разметка, которая позволяет разрезать её аккуратно.

1.13 Нужно ли добавлять значок «RUS» к номеру старого образца, который был получен до 2017 г.?

Нет, значок «RUS» к номеру старого образца добавлять не нужно.
Значок «RUS» является неотъемлемым элементом номеров нового образца и входит в их структуру вместе с цифрами кода региона (пример можно увидеть ЗДЕСЬ). К номерам старого образца это не имеет никакого отношения.

1.14. Как определить, какой у меня номер – нового образца или старого образца?

Если ваше судно зарегистрировано до 1 января 2017 года, у вас номер старого образца.
Если вы не знаете или не помните, когда была зарегистрирована ваша лодка, катер, посмотрите на структуру идентификационного номера судна в судовом билете: у номеров старого и нового образца структура номера сильно отличается, перепутать невозможно.
Номера нового образца состоят из 11 символов, среди которых есть значок «RUS». Номер старого образца состоит из 7 символов и не включает в себя значка «RUS». Посмотреть, как выглядят номера старого и нового образца, можно, например, в нашей статье о размерах лодочных номеров.

1.15. Если у меня номер старого образца, нужно ли мне его менять?

Номера «старого образца» пока менять не нужно.
Идентификационные регистрационные бортовые номера маломерных судов, полученные до января 2017 года, в 2021 году по-прежнему не выведены из обращения, действительны и не нуждаются в перерегистрации. Они действуют наравне с номерами «нового образца», которые выдаются судовладельцам при регистрации плавсредств с 2017 года.
Перерегистрация маломерного судна с одновременной заменой его идентификационного номера требуется только в случае смены владельца (при покупке у прежнего владельца лодки, катера, аквабайка, бывших в употреблении) или при замене двигателя.



про нестандартные номера и сложные борта

1.16. Можно ли изготовить номер на лодку красивым, нестандартным шрифтом? Я хочу чтобы номер был стильным, под дизайн названия моего катера.

Обычно мы используем для подготовки макета бортовых номеров уникальный, специально разработанный шрифт, который полностью соответствует всем стандартам и требованиям ГИМС. Не рекомендуем использовать нестандартные шрифты для номера ГИМС, т.к. в этом случае номер не будет соответствовать требованиям ГИМС к размерам номера и/или толщине штриха линий, а также может противоречить требованиям ГИМС в отношении лёгкости прочтения номера.
Однако, при желании вы можете заказать у нас наклейки с изображением номера ГИМС, выполненным нестандартным (художественным) шрифтом. Тогда технические требования к шрифтам и ценообразование на изготовление такого нестандартного номера будут производиться по тем же правилам, что и расчёт стоимости любой нестандартной надписи (например, названия судна) и составит 1800 руб. за 2 номера (без флага).
Для заказа номера, выполненного нестандартным шрифтом, необходимо указать нам в параметрах заказа название шрифта (например, из Word др. графических редакторов либо из библиотеки шрифтов), а также размер и начертание (обычный, жирный, полужирный, курсив, жирный курсив) шрифта. При этом не рекомендуем выбирать чрезмерно замысловатые шрифты и шрифты с тонкими линиями, завитками, засечками, крючками на концах букв и прочими мелкими деталями: надписи, выполненные такими шрифтами из самоклеющейся плёнки крайне неустойчивы к механическим повреждениям и быстро отрываются, а если надпись наносится краской через трафарет, её трудно нарисовать аккуратно.

1.17. Я хочу номер с окантовкой другого цвета.

Мы не изготавливаем номера с окантовкой.
Работа по их изготовлению занимает намного больше времени, стоимость их, соответственно, также значительно выше стандартной, а держатся они на борту хуже.
Дело в том, что при нашей технологии производства – плоттерной резке – сделать окантовку можно только одним способом: сначала мастер вырезает символы одного цвета, размером поменьше, потом символы второго цвета размером побольше, а затем вручную маленькие символы наклеиваются на большие. Таким образом получается, что номер с окантовкой состоит из двух слоёв плёнки, наклеенных друг на друга. Такой двойной слой плёнки получается толстым, неэластичным и держится на борту хуже тонкой плёнки. Так получается, что работа по изготовлению номера с окантовкой требует много времени, стоимость номера получается высокой, а результат разочаровывает.

1.18. Я хочу заказать съёмные номера, делаете ли вы такие?

Нет. Изготовлением съёмных номеров мы не занимаемся, использовать их нельзя.
Негласно съёмные номера на маломерных судах использовать нельзя. В тексте Закона нет чёткого и однозначного запрета на использование съёмных номеров. В формулировке девятого пункта Правил ГИМС сказано: «Идентификационный номер наносится контрастным цветом на обоих бортах судна». В Правилах ГИМС, действовавших до 2017 года (Приказ МЧС РФ от 29.06 2005 №500), формулировка была более однозначная: «Регистрационный номер наносится контрастной несмываемой краской на обоих бортах судна на расстоянии 1/4 длины корпуса от форштевня одной строкой» – что чётко указывало: номер должен быть нарисован на борту так, чтобы его нельзя было с борта удалить.
Каких-то других указаний в тексте Правил ГИМС по этому поводу нет, однако, по многолетнему опыту хорошо известно, что пройти техосмотр в ГИМС со съёмными номерами невозможно, а при встрече с инспектором ГИМС на воде выдают предписание заменить съёмные номера стационарными – наклейками или нарисованными краской непосредственно на борту судна.

1.19. Я хочу номера, вырезанные из гибкого ПВХ, вроде того, из которого сделана лодка, чтобы приклеить их на борт клеем.

Номера из гибкого ПВХ (баннерной или тентовой ткани) мы не делаем: наши оборудование и материалы для этого не подходят.
Номера, вырезанные из ПВХ, спрашивают очень редко, и мы не планируем производить их. Самая большая проблема подобных номеров из ПВХ в том, что приклеив их однажды на борт, снять их потом в случае необходимости просто невозможно: борт будет бесповоротно испорчен, лодка навсегда останется с этим номером и продать её или поменять мотор будет проблематично.

1.20. У меня сложный борт: поверх жёсткого борта алюминиевой лодки имеются навесные надувные быстросъёмные борта (баллоны остойчивости). Какой номер мне нужен и куда его наносить?

Правильным вариантом будет нанести номер и на жёсткий борт корпуса самой лодки, и на съёмные надувные борта (були). Соответственно, на жёсткий борт наклеивают номера из самоклеящейся плёнки, а на навесных баллонах номера и флаги наносят краской «Мараплан» по трафарету, как на надувные лодки.
Иногда судовладельцы, которые используют свою лодку всегда только вместе с навесными надувными бортами, никогда их не спуская, рискуют наносить номер только на баллоны и не наносят их на корпус лодки, рассуждая так, что раз корпус лодки полностью закрывается баллоном, то номер на корпусе всё равно не виден, и поэтому наносить на него номер нет смысла. Однако, это повод для претензий со стороны ГИМС. Тех. осмотр с такими номерами вы получить не сможете, так как фактически навесные борта в любой момент можно снять, и тогда лодка окажется без номера. Поэтому в таких случаях существует риск получить штраф за отсутствие номеров на лодке.
С другой стороны, если номер нанесли на корпус лодки, а поверх него навесили надувные борта, затрудняющие прочтение номера или, тем более, полностью закрывающие его, лодка и в этом случае оказывается как будто совсем без номера, поэтому приходится дополнительно дублировать изображение номера и флага и на эти навесные борта.


правильно Пример размещения номера
на быстросъёмных надувных бортах,
установленных на алюминиевую лодку.

номер на съёмных надувных баллонах алюминиевой лодки

1.21. Моя лодка оснащена ходовым тентом, который закрывает часть борта. Куда мне нужно наносить номер – на борт или на тент?

Мы обращались за разъяснениями по этому вопросу в ГИМС, и нам ответили однозначно: если тент закрывает ту часть борта, на которой нанесён идентификационный номер судна, то номер следует продублировать на тент. То есть номер должен быть хорошо виден на лодке при любых условиях.
В тексте Правил ГИМС ответ на вопрос, где должен быть размещён номер в случае, когда на лодке имеется ходовой тент, не сформулирован, в Правилах сказано только то, что номера должны наноситься на борта судна, а также есть абзац о том, что «...Любые надписи либо рисунки, нанесенные на корпус судна, не должны затруднять прочтение идентификационного номера и видимость изображения Государственного флага Российской Федерации, нанесенного на корпус судна». Понятно, что хотя тент не является ни надписью, ни рисунком, с точки зрения здравого смысла очевидно, что данное требование относится ко всему, что может затруднять прочтение номера и видимость флага на борту, а значит, и к тенту тоже.

неправильно
На фото пример, когда тент
закрывает номер на корпусе лодки.

номер на лодке закрывает тент


Существует много различных моделей ходовых тентов самых разнообразных конструкций. Некоторые из них не закрывают борт лодки в той части, где размещается изображение номера и флага, с такими тентами нет проблем, дублировать номер на них не нужно.
В некоторых других случаях тент закрывает борт не полностью, а частично, лишь в носовой части корпуса. В этом случае, если номер ещё не был нанесён на корпус судна, решением проблемы может быть выбор такого места на борту лодки, где номер не будет перекрываться тентом, например, ближе к центру или к корме корпуса судна. В этом случае потребуется дополнительное согласование в ГИМС с разрешением нанести номер в нестандартном месте. Это согласование требуется документально зафиксировать в ГИМС в «Особых отметках» в судовом билете и в Реестре маломерных судов в ГИМС (см. пример согласования здесь)
Некоторые модели ходовых тентов имеют прозрачные карманы, предназначенные как раз для того, чтобы в них можно было поместить вкладыш с дубликатом бортового номера судна. Однако, на практике они оказываются чересчур малы даже для «коротких» номеров старого образца и, тем более, для длинных номеров нового образца, которые состоят из 11 символов и флага. Номера, которые судовладельцы помещают в такие карманы оказываются намного меньше по размеру, чем предписывают Правила ГИМС, и таким образом не решают проблему дублирования номеров на тент. Кроме того, эти номера получаются съёмными, получить на них разрешение в ГИМСе едва ли удастся.
Оптимальным решением вопроса дублирования идентификационного номера лодки на тент будет нанесение номера на тент краской по трафарету. Понадобится комплект трафаретов с краской «Мараплан» для лодок ПВХ – такой, как мы предлагаем для нанесения номеров на надувные лодки из гибкого ПВХ.

про флаги

1.22. Обязательно ли наносить на борт флаги?

Если флаг не установлен на мачте или флагштоке, то изображение флага нужно нанести рядом с идентификационным номером судна. Если же флаг на судне уже есть, то на борт его можно не наносить.
С 2017 года на любой моторной лодке, катере, яхте, гидроцикле флаг должен быть в обязательном порядке. Флаг из ткани может быть на мачте, флагштоке. Флаги из самоклеящейся виниловой плёнки или же изображение флагов, нарисованные краской, размещаются на борту судна после номера. Из какого материала выполнен флаг, значения не имеет, важно одно: флаг должен быть.
В соответствии с новыми Правилами регистрации маломерных судов, принятыми в 2017 году, каждое российское судно обязано нести флаг РФ на мачте, флагштоке или другом предмете рангоута, предназначенном для этого. А если это невозможно в силу конструктивных особенностей судна, то изображение Государственного флага РФ размером не менее 300х200 мм должно наноситься на корпус судна непосредственно за присвоенным идентификационным номером.

1.23. Если у меня не помещается флаг после номера, могу я его наклеить не после номера, а в другом месте?

В отдельных случаях изображение флага можно нанести на борт не рядом с номером, справа от него, как предусмотрено Правилами ГИМС, а в другой части корпуса судна, например, если конструктивные особенности судна не позволяют нанести флаг требуемого размера сразу после номера: какие-то технические помехи на поверхности борта, выступы, заклёпки, тех. элементы и т. п.
Тоже самое касается минимально допустимых размеров изображения флагов: в особых случаях (например, когда флаг нужного размера не помещается) его можно сделать меньше предусмотренных Правилами размеров (по Правилам стандартные флаги должны быть не менее 20 см в высоту и 30 см в длину).
Однако, учитывайте, что во всех случаях, когда флаг имеет нестандартные размеры или размещается на корпусе не после номера, а в ином месте, необходимо получить согласование инспектора ГИМС в отделении, где вы проводите регистрацию судна, и сделать соответствующую отметку в судовом билете о том, что такое согласование получено.
В Правилах ГИМС требования к флагам описаны в пункте 10, источник можно посмотреть ЗДЕСЬ

1.24. Нужен ли флаг к номеру старого образца, зарегистрированному до 2017 года?

Мы считаем, что нужен.
С 2017 года при заказе номеров старого образца большинство судовладельцев заказывают и флаги тоже, хотя существуют разночтения в отношении пункта 10 Правил ГИМС, где указываются требования к размещению флагов на маломерных судах. Этот пункт Правил содержит следующую формулировку:
«В случае, если в силу конструктивных особенностей судна отсутствует возможность несения Государственного флага Российской Федерации на флагштоке, мачте или другом предназначенном для этого предмете рангоута судна, изображение Государственного флага Российской Федерации размером не менее 300 x 200 миллиметров наносится на корпус судна непосредственно за присвоенным идентификационным номером либо на другой части корпуса судна по согласованию с соответствующим органом регистрации, о чем делается запись в разделах "Особые отметки" судового билета и Реестра.»
По сути это означает, что в соответствии с Правилами ГИМС, действующими с января 2017 года, на каждом российском судне флаг должен быть. С другой стороны, если ваше судно было зарегистрировано до 2017 года, то оно регистрировалось ещё по «старым» Правилам, которые не требовали размещения флага на маломерных судах. Поэтому каждый трактует данный пункт по-своему, то есть ответ на этот вопрос зачастую зависит от человеческого фактора в силу неоднозначности формулировки текста Правил.
По факту, неоднократно были прецеденты, когда судовладельцы во время тех. осмотра и на воде получали предписание нанести изображение флага на борт после идентификационного номера старого образца. Аргументом в этих случаях является тот факт, что флаг не является структурным элементом регистрационного бортового номера, это самостоятельная, независимая единица оснастки судна, а значит, даже оставаясь со старыми номерами, флаг вы обязаны на судне каким-то образом разместить – на мачте, флагштоке или на борту.
Поэтому мы считаем, что размещать флаг на лодке, катере, гидроцикле, яхте необходимо независимо от того, с каким номером – старого или нового образца – ходит ваше судно и, если флаг не установлен на мачте или флагштоке, мы рекомендуем его наносить на борт после номера.



Рис.: структура идентификационного номера маломерного судна с 2017 года. Флаг в структуру номера не входит, а значит, является отдельной самостоятельной единицей оснастки судна и требование к наличию флага распространяется на ваше судно независимо от того, с каким номером оно сейчас эксплуатируется.

структура идентификационного номера маломерного судна с 2017 года

1.25. Как правильно наклеивать флаг на второй борт – после номера или перед номером? Ведь если флаги будут на двух бортах после номера, они будут выглядеть не симметрично.

Правильно размещать изображение флага на обоих бортах справа от номера.
Да, в этом случае они выглядят не симметрично, тем не менее в Правилах ГИМС сказано: «…изображение Государственного флага Российской Федерации размером не менее 300 x 200 миллиметров наносится на корпус судна непосредственно за присвоенным идентификационным номером либо на другой части корпуса судна по согласованию с соответствующим органом регистрации…»


правильно Пример того, как правильно размещать флаг
на борту маломерного судна:
справа от идентификационного номера.

флаг на катере находится после номера - это правильно



неправильно
На фото ниже флаг наклеен неправильно:
он должен быть после номера, а не перед ним.

флаг на катере расположен перед номером, это неправильно

Были случаи, когда судовладельцы не смогли получить тех. осмотр в ГИМСе из-за того, что на одном из бортов флаг был размещён перед номером. В итоге флаг пришлось удалять с борта и переносить на то место, где он должен быть – справа после номера.
В отдельных случаях (например, когда на борту есть какие-то технические препятствия для изображения флага справа от номера) флаг можно нанести в другом, более подходящем месте. В подобных ситуациях требуется согласование со стороны ГИМС и место размещения флага определяет инспектор ГИМС, а в судовом билете и Реестре ГИМС делается запись в разделах "Особые отметки".

про наши услуги

1.26. Смогу ли я сам наклеить / нарисовать номер на борту? Это кажется слишком сложным. Я хочу, чтобы номер наклеил / нарисовал ваш специалист.

Обычно судовладельцы хорошо справляются с этой работой самостоятельно, ничего сложного в ней на самом деле нет. Существуют некоторые технические нюансы, которые нужно учитывать, если вы впервые сталкиваетесь с необходимостью приклеить самоклеящийся номер на борт или нарисовать номер на надувной лодке краской. Все эти технические моменты подробно описаны в пошаговых инструкциях по нанесению номеров, с которыми можно ознакомиться у нас на сайте. Также вы получите инструкцию в распечатанном виде вместе с готовыми номерами.
Мы не оказываем услуги по нанесению номеров на лодки и не выезжаем на место к заказчику, это занимает слишком много времени и стоимость такой услуги будет превышать стоимость самих номеров, что совершенно нецелесообразно с учётом того, что вы можете сделать всё самостоятельно.
Иногда судовладельцы, не желая заниматься этой работой, перепоручают её техническому персоналу своего яхт-клуба или рабочим автосервиса, где обычно обслуживают свой автомобиль.

1.27. Можно ли сделать номера срочно в моем присутствии?

Нет, в вашем присутствии мы номера не изготовим.
Срок изготовления – в течение дня. На работу по изготовлению комплекта номеров ГИМС нам необходимо время, как минимум, от 1 часа. Кроме того, у нас могут быть на очереди и другие заказы, поступившие раньше вашего, так что придётся ожидать дольше.
Мы отдаём все полученные за день заказы в тот же день (кроме пятницы и субботы), часто – уже через час-полтора после получения заказа, но в сезон заказов может быть много, и время на их выполнение увеличивается.
Чтобы вам не пришлось тратить время на продолжительное ожидание, пожалуйста, всегда заранее делайте заказ на изготовление бортовых номеров и предварительно уточняйте время, когда ваш комплект номеров будет готов.


II. Вопросы про номера на лодку ПВХ


2.1. Почему на надувную лодку ПВХ нельзя делать номера из самоклеящейся плёнки?

Номера из самоклеящейся плёнки на надувных лодках не держатся.
Ещё несколько лет назад в Россию из Германии завозилась специальная, так называемая «баннерная» плёнка для гибких поверхностей – Oracal 451 серии. Она использовалась не только для производства номеров на лодки, но и для изготовления наружной рекламы на баннерах, растяжках и т.д. Номера из такой узкоспециализированной плёнки можно было использовать на надувных лодках ПВХ и быть уверенным, что они прослужат несколько лет. Однако, некоторое время назад для нанесения рекламы на баннеры стали применять более простой и дешёвый метод – печать, а баннерная плёнка перестала пользоваться большим спросом, и её перестали завозить. Кроме того, она и так недешёвая в 2015 г., в связи с сильным подорожанием доллара стала совсем уже неоправданно дорогой. Так что теперь её нет.
Плёнка, которая сейчас используется для производства лодочных номеров на жёсткий борт, это тот же самый Oracal но другой серии – 641. Она хорошо держится только на жёстких поверхностях из стеклопластика, алюминия, дюралалюминия и т.п. Если номера, сделанные из такой плёнки, приклеить на лодку из гибкого ПВХ, они быстро отклеиваются. Поэтому для надувных лодок из гибкого ПВХ изготавливаются только трафареты, а сами номера наносятся немецкой специализированной краской Maraplan PL, предназначенной именно для использования на поверхностях из гибких ПВХ. Немного подробнее по этому вопросу можно узнать в статье Трафареты на лодки ПВХ – лучшая альтернатива номерам из плёнки, а заказать комплект трафаретов с краской Maraplan PL можно здесь.

2.2. Если я всё-таки наклею номер на лодку ПВХ, сколько он прослужит? На сезон хотя бы хватит?

Наклеивать номера из самоклеющейся плёнки на надувные лодки из ПВХ не стоит.
На надувных лодках номера из самоклеющейся плёнки отклеиваются уже сразу после первого использования или даже во время наклеивания на борт лодки, иногда – через несколько выходов на воду. Но в любом случае, даже если вы никогда не спускаете баллоны лодки, номера из самоклейки на надувных лодках держатся совсем недолго, на сезон их не хватает.

2.3 Можно ли нанести номера на лодки из ПВХ не краской, а перманентным маркером?

Наносить номер на лодку маркером мы настоятельно не рекомендуем.
Действительно иногда номер на лодку ПВХ наносят маркером, но это целесообразно только в том случае, если вы покупаете лодку раз и навсегда и не собираетесь ни продавать её, ни менять мотор в будущем, то есть, если вы уверены, что перерегистрация лодки и, соответственно, новые номера, никогда не понадобятся.
Надписи, сделанные на ПВХ маркером, держатся на поверхностях лодок практически вечно. Чернила, которыми наполнены маркеры, стойко въедаются в ткань ПВХ на молекулярном уровне и смыть их впоследствии уже ничем не возможно. При необходимости поменять мотор или при желании продать лодку понадобится перерегистрировать судно, получить новый судовой билет с новым регистрационным номером судна и нанести новый номер на борт, удалив старый. Но сделать это не получится.
Чем-то заклеить участок борта на лодке, где нужно скрыть старый номер – очень непростая техническая задача. Продавать лодку с «испорченным» бортом придётся по бросовой цене, а при смене мотора – ломать голову, чем и как закрыть старый номер, чтобы его «спрятать». Для судовладельцев, столкнувшихся с этой проблемой, это всегда представляет очень большую головную боль, в чём легко убедиться, прочитав об этом многочисленные темы на форумах водномоторников.
Есть ещё один неприятный момент: на ПВХ можно использовать далеко не каждый маркер. Нужно точно знать марку и серию промышленного маркера, который подойдёт для ваших целей. Некоторые маркеры имеют такие чернила, которые высыхают на борту в течение месяца! Всё это время чернила будут пачкаться и собирать на себя пыль и грязь. Поэтому, если несмотря на все минусы, вы всё-таки решите написать номер на лодке ПВХ маркером, попробуйте сначала сделать надпись в каком-то незаметном месте борта и проверить маркер в работе.

2.4 Можно ли использовать не Мараплан, а какую-то другую краску для нанесения номеров на надувную лодку ПВХ?

Использовать для нанесения номера на борт лодки из гибкого ПВХ любую иную краску, кроме Мараплана, мы не рекомендуем.
Мараплан (Mara®Plan PL – единственная специализированная краска, которая предназначена специально для нанесения надписей и изображений на поверхности из гибких ПВХ, то есть, как раз для таких материалов, из которых изготавливаются надувные лодки. Только она обладает сразу двумя важными характеристиками: во-первых, она отлично держится на поверхности в течение нескольких лет, во-вторых, при необходимости перерегистрации лодки (например, в случае продажи лодки или смены мотора) эту краску можно бесследно смыть доступным растворителем типа 646 или 650. Ни одна другая краска не обладает сразу обеими этими важными качествами одновременно. Большинство красок не держатся на гибких ПВХ совсем и после высыхания растрескиваются и обсыпаются, тогда, как некоторые другие наоборот въедаются в поверхность намертво, так, что удалить номер, написанный ими на борту надувной лодки впоследствии просто невозможно и борт оказывается безнадёжно испорчен.

2.5 При какой температуре нужно рисовать номер, чтобы краска быстрее высыхала и хорошо держалась?

Наносить номера на борт лодки можно только в тёплую погоду.
Если речь идёт о нанесении номеров на надувную лодку из ПВХ рекомендуемой нами краской Мараплан (Mara®Plan PL, то использовать её нужно при плюсовых температурах воздуха не менее +10-15 градусов на улице либо в тёплом помещении. Наиболее оптимальная температура воздуха окружающей среды для проведения таких работ от +20 градусов. В этом случае уже через 15-20 минут краска подсыхает настолько, что можно в случае необходимости наносить второй слой (что актуально, если номер белого цвета – в этом случае краску необходимо наносить в два слоя). Также важно учитывать, что именно через 15-20 минут нужно обязательно удалить с борта трафарет, чтобы край номера не сцепился с ним слишком крепко, что привело бы впоследствии к его повреждению. Однако, в любом случае – была ли краска нанесена в один слой или в два слоя – пользоваться лодкой можно только после полного высыхания краски, то есть через 12 часов после её нанесения.

2.6. Чем можно смыть номер с лодки ПВХ?

Удалить номера с борта надувной лодки можно растворителями 646 или 650 - если речь идёт о номерах, которые нанесли на борт специализированной краской Мараплан (Mara®Plan PL). Вся краска смоется бесследно, не оставив следов.
Если же речь идёт о других красках, трудно сказать однозначно: нужно знать, какая краска использовалась и, соответственно, чем она растворяется. Часто это выяснить невозможно, особенно, когда куплена лодка б/у со старыми номерами, и приходится экспериментировать с разными растворителями. Будьте осторожны: некоторые растворители могут повредить борт, поэтому попробуйте сначала нанести небольшое количество растворителя на наименее заметном участке борта.

2.7. Сколько нужно краски на 2 номера? Хватит ли того объёма, который вы даёте или лучше взять с запасом?

Для нанесения стандартных номеров нового образца (длинных номеров из 11 символов) на 2 борта достаточно 20 мл краски «Мараплан» чёрного, синего или красного цвета. Для номеров белого цвета краски нужно в 2 раза больше (40 мл), так как белую краску рекомендуется наносить в 2 слоя (грунтовочный и основной), её расход больше. Для нанесения флагов стандартного размера 200х300 мм достаточно по 5 мл краски белого, синего и красного цвета, чтобы нанести полоски флага соответствующих цветов на 2 борта.
Мы комплектуем заказы с трафаретами номеров на лодки ПВХ специализированной профессиональной краской Мараплан (Mara®Plan PL).
Мараплан – специфическая промышленная краска: это, так называемые, сольвентные чернила для печати на гибких ПВХ на струйных принтерах. Эти чернила достаточно жидкие, имеют низкую вязкость. Наносить такую краску нужно аккуратными промокающими движениями и в небольшом количестве, используя для нанесения тампончик из марли или другой гигроскопичной ткани. Много наносить её не стоит, иначе краска будет стекать, размазываться. Для экономного расхода краски используйте небольшой тампон чуть меньше ширины штриха символа (менее 2 см).
Кисточку использовать мы не рекомендуем – краска ложится неровно, полосками, красочное покрытие получается неравномерное, слоями, а избыточное количество краски, которое сложно точно рассчитать, макая кисть в краску, растекается, может попадать за границы трафарета.
*Указаны объёмы только для краски Мараплан, которую мы поставляем в комплекте с трафаретами номеров на лодки ПВХ. Для других красок, приобретаемых вами самостоятельно, расход может иным.

2.8 Как долго держится краска на лодке? Не смоется ли она водой?

Краска Мараплан, которой мы комплектуем трафареты для нанесения номеров на надувные лодки, предназначена именно для нанесения надписей и изображений на поверхности из гибкого ПВХ – тенты, баннеры. Она используется в промышленных целях для нанесения изображений методом шелкографии, чаще всего – для наружной уличной рекламы и рекламы на транспорте. Поэтому производителем предусмотрены такие характеристики, как высокая устойчивость этой краски к внешним воздействиям воды, соли, солнечных лучей и гарантируется продолжительный срок службы в течение нескольких лет.
Мараплан производится в Германии известным мировым брэндом Marabu, производящим дорогостоящие профессиональные краски для трафаретной печати высочайшего качества.
Краска Мараплан долговечна, устойчива к истиранию, не выгорает на солнце, не боится воды, в том числе, солёной морской. Она обладает высокой эластичностью, гибкостью, легко наносится и прекрасно держится на ткани из ПВХ, не растрескивается даже при многократном сворачивании баллонов лодки и не утрачивает с течением времени своих качеств.
Наносить краску нужно на полностью накачанные до рабочего давления баллоны. Во время окрашивания соблюдайте температурный режим: красить лучше при температуре воздуха +15-20 градусов, но не подвергать окрашенную поверхность чрезмерно высоким температурам (в жаркий солнечный летний день лодку с только что нарисованными номерами лучше оставить в тени, а не под прямыми солнечными лучами). Очень важно до начала использования лодки полностью досушить краску в течение 12 часов. В течение этого времени ни в коем случае нельзя спускать баллон, складывать и сгибать ПВХ. При соблюдении этих условий достигается хорошая адгезия и эластичность красочного слоя и номера, нанесённые на лодку таким способом, продержатся на ней много лет.
При необходимости удалить номера, нарисованные Марапланом, с борта лодки используйте растворители 646 или 650, уайт-спирит.


III. Вопросы про номера на катер, яхту, лодку с жёстким бортом


3.1. Не смываются ли номера на катере водой? Как долго и насколько надёжно держатся номера из самоклеящейся плёнки на катере? Может, лучше нанести номер на катер краской по трафарету?

На катера, яхты, алюминиевые лодки и лодки из стеклопластика – то есть, на любые маломерные суда с жёстким бортом – мы рекомендуем наносить бортовые номера, сделанные из самоклеящейся плёнки. Трафареты с краской лучше подходят для надувных лодок из ПВХ.
Самоклеящаяся плёнка, из которой мы делаем номера на катера, используется не только для надёжного нанесения бортовых номеров на маломерные суда, но и для изготовления наружной рекламы и даже для оклейки рекламой автомобилей. По сравнению с автомобилями на катерах наклейки из плёнки подвергаются значительно меньшим внешним воздействиям, поэтому надписи из плёнок прекрасно держатся на бортах лодок, яхт и катеров, выглядят лучше, чем написанные краской, водонепроницаемы и, благодаря особому составу красителей с защитой от UF–воздействия, очень долго не выгорают на солнце. А наклеивать готовые номера из самоклейки на борт гораздо удобней и быстрей, чем рисовать их краской.
Если же вам по каким-то своим причинам всё-таки хочется нарисовать номер на лодке с жёстким бортом краской, мы можем изготовить для вас комплект самоклеящихся трафаретов с вашим номером, но краску вам понадобится покупать где-то в другом месте (например, в хозяйственном магазине), потому что наша краска Мараплан для предназначена только для нанесения на гибкие поверхности из ПВХ и совсем не подходит для использования на материалах с жёсткой поверхностью.

3.2. При какой температуре нужно клеить номера на борт, чтобы они хорошо держались? Сколько их потом нужно сушить, если клеить «на воду»?

Самоклеящиеся плёнки Orakal 641, которые мы используем при производстве номеров на лодки, рекомендуется наклеивать на поверхность при температуре окружающей среды не менее 10-15 градусов тепла. А по факту, чем на улице теплее, тем лучше: в тепле плёнка становится мягкой, гибкой, эластичный, клеевой слой приобретает лучшие адгезивные свойства и быстрее схватывается на поверхности лодки. Кроме того, вода под плёнкой, если вы использовали «влажный способ» нанесения, быстрее испаряется и высыхает. Время «просушивания» номеров при нанесении влажным способом должно составлять от 20 минут и более и зависит, как от температуры окружающей среды, температуры поверхности борта, так и от того, насколько тщательно вам удалось «выгнать» воду за край плёнки, когда вы его приклеивали. О способах нанесения номеров на лодку подробно написано в Инструкции по наклейке номеров на жёсткий борт.

3.3. Хорошо ли держатся номера, сделанные из плёнки Oracal 641 серии? Как долго они продержатся на моей лодке? Может быть лучше сделать номер из плёнки с более сильным клеевым слоем?

На жёстких поверхностях лодок из стеклопластика, окрашенного и неокрашенного алюминия номера, изготовленные из самоклеящейся плёнки Oracal 641, держатся очень надёжно в течение нескольких лет.
Нет смысла использовать для номеров на жёсткий борт какие-то другие, более дорогие и «экзотические» плёнки. Существуют только две причины повреждения самоклеящихся номеров: механическое повреждение или попадание на плёнку бензина. Но эти же причины также приведут к повреждению и любой иной плёнки, желательно стараться по возможности их не допускать.
Сколько лет продержатся номера из плёнки Oracal 641 на вашей лодке, зависит от того, насколько аккуратно и бережно используется лодка. Некоторым судовладельцам удаётся сохранять внешний вид таких номеров даже до 10 лет! В среднем же большинство владельцев обновляют самоклеющиеся номера примерно раз в 2-3 года, а кто-то предпочитает приводить лодку в идеальный вид перед началом каждого сезона и заказывает номера каждый год.

3.4. Я не могу смыть старый номер с катера. Что делать?

Лучше всего покрасить лодку целиком. Можно закрасить только участок с номером, то есть подготовить площадку под новый номер. Если вы выберите второй вариант, учитывайте размеры номера, посмотреть их можно здесь.
Прямоугольную площадку под номер можно сделать и из самоклеящейся плёнки, заклеив ею старый номер. Но мы не рекомендуем такой способ: он дороже и номера на основу из плёнки наклеивать сложней, чем на краску.

3.5. У меня алюминиевая лодка. Борт в заклёпках, я не смогу наклеить номер ровно, он будет пузыриться на участках с заклёпками, что делать?

Если помехи на поверхности борта не слишком большие и их не очень много, самоклеящиеся номера можно наклеивать прямо поверх них, как обычно, только после нанесения и удаления монтажной плёнки специально отдельно проработать места с заклёпками, аккуратно плотно прижимая плёнку пальцами вокруг клёпок. Если в этих местах образовались воздушные пузыри, их можно проткнуть иглой и также прижать плёнку к поверхности. Это профессиональный способ, который используют специалисты, поэтому не опасайтесь его применять, только действуйте аккуратно.
Если же помехи на борту более значительные, лучше их обойти. До начала работ по наклейке номера приложите полоску с номером к борту, посмотрите, в каком месте номера возникает помеха и разрежьте полоску с номером на две или несколько частей. Приклейте часть номера до помехи, а остальную часть – после неё. При этом постарайтесь расположить номер так, чтобы он визуально сохранял свою целостность, например, после препятствия можно доклеить флаг или RUS с кодом региона, а вот разделять цифры номера не желательно.
Если же помехи настолько велики, что приклеить номер в читаемом виде совершенно невозможно, выберите другой участок борта, а нестандартное место размещения номера согласуйте в ГИМС. Порядок ваших действий при регистрации в этом случае будет таким же, как в случаях, когда номер стандартного размера не помещается на борту.

3.6. Можно ли сделать наклейку номера не одним листом, а отдельными символами? У меня на борту много помех, которые будут мешать наклейке одним листом, я хочу обойти эти помехи, наклеивая символы по отдельности.

Вы легко сможете самостоятельно разрезать полоску с номером в тех местах, где возникают помехи, или нарезать его на отдельные символы. На обратной стороне бумажной основы номера есть удобная сантиметровая разметка, позволяющая сделать разрезы аккуратно.
Мы можем для вас разрезать целиковую наклейку с номером на отдельные символы. Но лучше, если мы отдадим вам номер, выполненный одной полосой, а вы сделаете разрезы там, где это будет необходимо. Возможно, вам не понадобится отрезать каждый символ отдельно, а получится наклеивать хотя бы по несколько символов сразу. Всё-таки наклейка каждого из 11 символов номера по отдельности – дело хлопотное. Наклеивать отдельные символы номера – процесс более трудоёмкий, чем клеить блоками, так как в этом случае приходится делать разметку под каждую букву и цифру номера. Поэтому рекомендуем разрезать номер только там, где в этом есть техническая необходимость.

3.7. Не будут ли обдираться на лодке номера из самоклейки?

К сожалению, плёнки – материал достаточно тонкий и уязвимый для механических повреждений, причём, это касается абсолютно любых, даже самых дорогих специализированных плёнок, предназначенных для использования в особо сложных условия, например, в авиации. Со временем номера из самоклейки постепенно повреждаются и утрачивают свой первоначальный вид, нуждаются в ремонте или замене. Поэтому рекомендуем обращаться с ними по возможности бережно, стараться не поцарапать их о причальные сооружения, очищая борт от загрязнений и т.д. Также берегите самоклеящиеся номера от бензина – после контакта с ним наклейки повреждаются настолько сильно, что их приходится сразу же полностью заменять новыми.
В среднем судовладельцы обновляют утратившие внешний вид самоклеящиеся номера раз в 2-3 года, но бывают и такие, кому удаётся сохранять их в нормальном виде даже до 10 лет.



Закажите изготовление номеров на лодку, катер, яхту, гидроцикл
по телефону: +7 (903) 123-79-34
по e-mail: 7286752@mail.ru
или на странице заказать номер на лодку



изготовление номеров ГИМС | название яхты, катера, лодки | фото номеров ГИМС | как нанести номер на лодку | заказать изготовление номера | контакты