номера на лодки, катера, яхты

Номера на лодки, катера, гидроциклы, яхты: изготовление и продажа в Москве и России.

номера на лодки, катера, яхты: производство и продажа

МЫ ИЗГОТАВЛИВАЕМ НОМЕРА НА ЛОДКИ С 2003 ГОДА. МЫ ЗНАЕМ О ЛОДОЧНЫХ НОМЕРАХ ВСЁ.

номера на лодку ПВХ, катер, яхту
заказать изготовление номера
виды бортовых номеров ГИМС
как нанести номер на лодку
фото лодочных номеров
название лодки, яхты катера
рисунок на борт лодки
прайс-лист
контакты
номера на лодки, катера, гидроциклы, яхты / часто задаваемые вопросы про номера на лодку

Часто задаваемые вопросы про номера на лодку


I. Общие вопросы про номера на маломерные суда


про размеры, структуру, место размещения номера

1.1. Какого размера должен быть номер?

С 2017 г. до 2021 г. Правилами ГИМС (Приказ ГИМС МЧС №340 от 24.06.2016 г. и Приказ ГИМС МЧС №355 от 01.06.2021 г.- соответственно) о порядке регистрации маломерных судов установливались следующие минимально допустимые размеры идентификационных номеров, наносимых на борта моторных лодок:

высота символов: не менее 150 мм
ширина символов: не менее 100 мм
ширина штриха символов: 15-20 мм
высота флага: не менее 200 мм
длина флага: не менее 300 мм

пример регистрационного номера судна образца 2017 с размерами
Пример идентификационного номера судна нового образца с размерами

номер на лодку старого образца
Пример идентификационного номера судна старого образца с размерами

В регламенте ГИМС 2021 г., (Приказ МЧС РФ №355 от 01.06.2021), а теперь и в новом, действующем на сегодняшний день, регламенте ГИМС (Приказ МЧС РФ №777 от 27.07.23) минимальные размеры номера, размещаемого на лодке, не указаны. Однако, в подразделениях ГИМС рекомендуют ориентироваться на требования 2017 г. и по возможности придерживаться этих стандартов. Если же стандартный номер не лодке не помещается или его размещению препятствуют технические особенности борта, он может быть сделан меньше, но при этом он должен хорошо читаться на борту лодки на воде, а его размеры и место размещения рекомендуется согласовать с ГИМС и зафиксировать в судовом билете и Реестре маломерных судов ГИМС (см. пункт 11 Приказа ГИМС №777).
Подробнее об актуальных требованиях ГИМС к номерам, наносимым на лодку, можно прочитать в статье "ГОСТ номера на лодку в 2024 г."

1.2. Я не хочу слишком большой номер, он испортит внешний вид моей лодки. Можно ли сделать номера высотой меньше 150 мм?

Чисто технически да, мы можем сделать номер любого размера.

Что касается требований ГИМС, то на сегодняшний день они достаточно размыты^ минимально допустимые размеры номера на лодке в правилах регистрации маломерных судов 2023 года не указаны. На практике номера высотой меньше 150 мм обычно делают в тех случаях, когда на борту лодки недостаточно места для нанесения стандартных номеров и/или этому препятствют технические особенности борта.
В 2024 г. ГИМС рекомендует при наличии свободного места на борту лодки по-прежнему придерживаться стандартов 2017 г. В тех случаях, когда место на борту ограничено или когда конструктивные особенности судна не позволяют нанести номера стандартного размера, допускается наносить номера меньшего размера по согласованию с подразделением ГИМС, где лодка проходит регистрационный учёт. По правилам, действующим в 2024 г. (Приказ МЧС РФ №777 от 27.07.23), размеры и место нанесения идентификационных номеров на лодку в подобных случаях определяет инспектор ГИМС и делает об этом отметку в судовом билете и Реестре.

пункт 11 Приказа №777 ГИМС МЧС РФ


1.3. Можно ли сделать номера высотой больше 150 мм?

Да, можно. ГИМС обозначает только минимальные размеры номеров, а не точные значения. На практике номера, имеющие размеры больше стандартных, никто не делает: они и так достаточно громоздкие.

1.4. Какая длина получается у номера при высоте 150 мм?

При высоте номера 150 мм длина номеров, которые изготавливаем мы, составляет 1260-1300 мм – без флага, плюс флаг длиной 300 мм и небольшой интервал 50-100 мм, получается около 1650-1700 мм. Это общая длина номера нового образца, состоящего из 11 символов, с флагом.
Если речь идёт о номере старого образца, состоящем из 7 символов, то его длина получается примерно 900 мм – без флага и 1300 мм – с флагом.

1.5. Почему часто попадаются рисунки с номерами длиной 1400 мм и 1700 мм? Я даже видел картинку с такими размерами на стенде в отделении ГИМС.

Номера, которые мы изготавливаем, точно соответствуют всем требованиям ГИМС, установленным в 2017 г. (так называемым «ГОСТам»). Мы даже специально разрабатывали оригинальный шрифт, который до миллиметра соответствует всем требованиям, прописанным в Приказе ГИМС МЧС РФ №340, устанавливавшем требования к минимальным размерам номеров на лодку. Таких готовых шрифтов, которые полностью по всем параметрам соответствовали бы этим требованиям, не существовало ни в одной библиотеке готовых шрифтов. Другие изготовители номеров на лодки используют различные шрифты, которые могут отличаться от стандартов ГИМС и при этом иметь самые разнообразные пропорции, быть более широкими или более узкими. Отсюда получается, что при высоте символов номера 150 мм общая длина номера у разных производителей варьируется в относительно большом диапазоне в зависимости от используемого шрифта.

Другая причина, почему длина номера может отличаться у разных изготовителей, заключается в том, что интервалы между символами номера устанавливаются произвольно на усмотрение производителя. Какими должны быть интервалы между символами номера, Правилами ГИМС никак не оговаривается: не существует определённого «правильного» интервала, который должен быть между цифрами и буквами номера. Мы делаем интервалы не очень большими, чтобы номер был не слишком громоздким, но достаточными для того, чтобы не нарушать читабельность номера. У нас вы получите такие номера, которые сделаны насколько возможно компактно и при этом хорошо выглядят и хорошо читаются, что особенно важно, с точки зрения ГИМС.

Третий фактор, который влияет на общую длину номера – расстояние между номером и флагом. Также, как и интервал между символами номера, интервал между номером и флагом Правилами ГИМС никак не регламентируется и может быть любым.

И, наконец, когда говорят об «общей длине номера», нужно уточнить, имеется ли в виду длина номера с флагом или без него.

Что касается «картинки на стенде в ГИМС», в некоторых отделах регистрации маломерных судов на информационных стендах висят различные рисунки с примерами того, где должен быть размещён номер на борту лодки или катера и картинки с указанием размеров номеров. Нам известно, что, как минимум один из таких схематических рисунков, был скачан сотрудником ГИМС в интернете и размещён на стенде в качестве примера. Этот рисунок не является официальным документом ГИМС и некоторые размеры (в частности, общая длина номера) на нём указаны приблизительно, без учёта тех моментов, о которых мы рассказали выше. Относиться к подобным рисункам нужно только, как к примерам, а не как к документу или точному образцу для подражания.

требования ГИМС к размерам номера лодки в 2024 году


1.6. Что делать, если длинный номер, который требует ГИМС, на моей лодке / гидроцикле не помещается?

Ситуация, когда номер требуемого размера на борту не помещается, предусмотрена действующими Правилами ГИМС. Речь идёт о втором абзаце пункта №11 Правил ГИМС (Приказ МЧС №777 от 27.07.2023), в котором на этот счёт есть следующая формулировка: «Если в силу конструктивных особенностей судна отсутствует возможность выполнить требования, установленные в абзаце первом настоящего пункта, размеры и место нанесения идентификационного номера определяются ГИМС МЧС России, о чем делается запись в разделе «Особые отметки» судового билета и Реестра».
Это означает, что вы можете нанести на лодку номер и флаг такого размера, который поместится на борту вашей лодки, а инспектор ГИМС поставит в вашем судовом билете отметку о том, что размер номера (и/или место размещения) согласованы с ГИМС.
Это относится, в частности, и к номерам на гидроциклах, т.к..как места для номера на аквабайков всегда значительно меньше, чем требуется для размещения стандартных номеров.
В актуальных правилах регистрации маломерных судов (Приказ МЧС №777 от 27.07.23) в требованиях к регистрационным идентификационным номерам какие бы то ни было минимальные размеры, меньше которых номера делать нельзя, не указаны. Единственное, что от вас совершенно точно потребует ГИМС, чтобы номер был хорошо виден на борту судна и читался без затруднения - проверено на практике. Незаметный, плохо читаемый, слишком мелкий номер или номер с тонкими линиями штриха, номер, неконтрастный к цвету борта, сливающийся с изображенииями на борту и т.п. помехами ГИМС потребует переделать.
При этом штрафы за нарушение несения судовых знаков в 2023-24 гг достигают 10-20 тыс. руб. Поэтому лучше соблюдать размеры, установленные в 2017 г., а если номера меньше, подстраховаться отметкой ГИМС в судовом билете.


правильно Пример отметки в судовом билете, сделанной инспектором ГИМС,
с описанием размеров номера и флага нестандартного размера
и мест их размещения на гидроцикле.

особые отметки о согласовании номера нестандартного размера


1.7. Обязательно ли проходить ТО в ГИМС после нанесения номеров и получать отметки в судовом билете?

Судовой билет – это ваши «водительские права» на управление моторным судном, подлежащим регистрации. Получив новый судовой билет и разместив на борту судна полученный идентификационный номер, необходимо пройти ТО, чтобы получить "права на управление судном". А вот «Особые отметки» в судовом билете заполняются не всегда. Инспектор ГИМС ставит отметки в этом поле, когда номер сделан либо в нестандартном размере, либо размещён "не по правилам" – в непредусмотренном регламентом месте (когда такое возможно - см. ответ на предыдущий вопрос).

1.8. Можно ли сделать номер такого цвета, чтобы он не слишком выделялся на борту?

Вслед за ГИМСом категорически не рекомендуем так делать.
Номера, которые по цвету сливаются с цветом борта, плохо различимы на борту, с трудом читаются, ГИМС не разрешает.
Хотя формально в ныне действующем Приказе ГИМС №777, регламентирующем требования к номерам на лодках, ничего конкретного про цвет номера не сказано, в отношении этого вопроса ГИМС однозначно настаивает на соблюдении требований 2017 г., в которых было чётко сказано, что номер должен быть контрастными к цвету борта и хорошо читаться на воде. Собственно, это правило было всегда, ещё задолго до нововведений 2017 г. При нарушении этого требования техосмотр вы не получите однозначно, а если ТО уже есть, рано или поздно возникнут проблемы с ГИМС на воде, так как ходить с "номерами-невидимками" – по сути, тоже самое, что ходить без номеров.

неправильно На фото пример, когда номер нанесен на борт
лодки ПВХ не достаточно контрастным цветом
и плохо виден на борту.

номер- невидимка на лодке ПВХ


1.9. Куда нужно клеить номер?

По ныне действующему законодательству (Приказ ГИМС МЧС №777) идентификационный номер судна должен наносится на оба его борта. Строго определённое место нанесения номера на борт лодки не указано.
Если техническиможно разместить номер в передней части борта, для собственного спокойствия разместите его там: со стороны ГИМС вопросов точно не возникнет, т. к. до 2021 г. Приказом МЧС РФ №340 предписывалось, чтобы середина идентификационного знака находилась на расстоянии 1/4 длины корпуса от форштевня.
Если на носу вашей лодки номер разместить технически сложно, сделайте его там, где позволяет место на борту, но по возможности подстрахуйтесь отметкой в судовом билете или хотя бы устным разрешением инспектора ГИМС.


правильно На рисунке показано место размещения
номера на лодке по Правилам ГИМС 2017 г.


место нанесения номера на лодку по правилам ГИМС 2017 г.


1.10. Если я не могу наклеить номер там, где нужно (там что-то мешает), можно ли его наклеить / нарисовать в другом месте?

Да, можно., но согласуйте место размещения номера в отделении ГИМС хотя бы устно, а лучше, по возможности, получите соответствующую отметку в судовом билете о том, что номер с ГИМС согласован.
Разрешается размещать номер на борту судна в «неположенном» месте (не в первой четверти длины корпуса, а где-то в ином месте) в тех случаях, когда нанести номер там, где положено, невозможно, например, в этой части борта недостаточно места или на поверхности борта есть какие-то помехи, неровности, заклёпки, скобы, ручки и другие объёмные элементы, препятствующие нанесению номера. Однако, выбранное нестандартное место нанесения нужно обсудить с инспектором ГИМС и получить от него «добро» на изображение номера и/или флага в выбранном месте, а его согласие лучше зафиксировать в вашем судовом билете и в Реестре в ГИМС в виде «особой отметки».

1.11. Как будет выглядеть номер на второй борт? Получается, что он наклеивается в обратном направлении и должен быть зеркальным?

Нет. Номера на оба борта наносятся от носа к корме, слева направо и не выглядят зеркальными (в зеркальном отражении второй номер получается нечитаемым). Флаги наносятся после номера, то есть с права от номера – как на один, так и на другой борт.

неправильно На фото и на видео - примеры того,
что получается, если сделать номер
«зеркальным».


зеркальный номер на борту лодки



1.12. Почему номера и трафареты номеров изготавливаются одним блоком, а не отдельными символами?

Отдельные буквы и цифры наклеить несколько проще, чем сразу весь номер длинной больше метра, но при этом сделать это ровно и аккуратно очень затруднительно, долго и хлопотно. В итоге номер выглядит неряшливо.

Чтобы длинную наклейку с номером было удобнее нанести на борт, есть определённые техники, пошагово описанные в инструкции по нанесению номеров на лодку. Если же вы всё-таки предпочитаете наклеивать символы номера по отдельности, вы можете нарезать нашу наклейку с номером на отдельные буквы и цифры и приклеивать их по отдельности – на обратной стороне наклейки есть сантиметровая разметка, которая позволяет разрезать её аккуратно.

1.13 Нужно ли добавлять значок «RUS» к номеру старого образца, который был получен до 2017 г.?

Нет, значок «RUS» к номеру старого образца добавлять не нужно.
Значок «RUS» является неотъемлемым элементом номеров нового образца и входит в их структуру вместе с цифрами кода региона (пример можно увидеть ЗДЕСЬ). К номерам старого образца это не имеет никакого отношения.

1.14. Как определить, какой у меня номер – нового образца или старого образца?

Если ваше судно зарегистрировано до 1 января 2017 года, у вас номер старого образца.
Если вы не знаете или не помните, когда была зарегистрирована ваша лодка, катер, посмотрите на структуру идентификационного номера судна в судовом билете: у номеров старого и нового образца структура номера сильно отличается, перепутать невозможно.
Номера нового образца состоят из 11 символов, среди которых есть значок «RUS». Номер старого образца состоит из 7 символов и не включает в себя значка «RUS». Посмотреть, как выглядят номера старого и нового образца, можно, например, в нашей статье о размерах лодочных номеров.

1.15. Если у меня номер старого образца, нужно ли мне его менять?

Специально целенаправлено просто "ради замены" номера «старого образца» менять не нужно.
Идентификационные номера маломерных судов, полученные до 2017 года, не выведены из обращения в 2024 г. Они действительны, не нуждаются в перерегистрации и действуют наравне с номерами «нового образца, если лодка не меняла владельца, не снималась с учёта и не меняла двигатель.
В том случае, если лодка с номерами старого образца попала к новому владельцу (купля-продажа, дарение) и переоформляется на него, она получит номер нового образца, а старый номер будет удалён из Реестра.
Тоже самое касается лодки, которую судовладелец снял с учёта в связи с заменой двигателя на менее мощный, (так называемый, "нерегистрат"), но потом маломощный мотор снова заменил более мощным и вновь ставит лодку на регистрационный на учёт: в этом случае лодка также получит номер нового образца.
Во всех остальных случаях менять номер старого образца на новый не нужно, судовой билет менять - не нужно, перерегистрировать лодку - не нужно.


про нестандартные номера и сложные борта

1.16. Можно ли изготовить номер на лодку красивым, нестандартным шрифтом?

Обычно мы используем для подготовки макета бортовых номеров специально разработанный шрифт, который соответствует всем требованиям ГИМС 2017 г.
Технически да, номера нестандартным шрифтом мы сделать можем, но ответственность за их использование вы берёте на себя. По своему усмотрению вы можете заказать у нас наклейки номерами, выполненным нестандартным (художественным) шрифтом. Тогда технические требования к шрифтам и ценообразование на изготовление такого номера будут производиться на тех же условиях, что и расчёт стоимости любой нестандартной надписи, как например, названия судна.
Для заказа номера, который нужно изготовить нестандартным шрифтом, укажите в параметрах заказа название шрифта (например, из Word или из библиотеки шрифтов), а также размер площадки для номера (сколько места есть по высоте и по длине). При этом категорически не рекомендуем выбирать шрифты с тонкими линиями, завитками, вензелями, засечками, крючками на концах букв и прочими мелкими деталями: надписи, выполненные такими шрифтами из самоклеющейся плёнки крайне неустойчивы к механическим повреждениям и быстро отрываются, а если надпись наносится краской через трафарет, её трудно нарисовать аккуратно. Также не стоит выбирать неразборчивые и чрезмерно замысловатые шрифты, затрудняющие чтение номера: такие номера ГИМС однозначно потребует переделать.

1.17. Я хочу номер с окантовкой другого цвета.

Мы не изготавливаем номера с окантовкой.
Работа по их изготовлению занимает намного больше времени, стоимость их, соответственно, также значительно выше стандартной, а держатся они на борту хуже.
Дело в том, что при нашей технологии производства – плоттерной резке – сделать окантовку можно только одним способом: сначала вырезаются символы одного цвета, размером поменьше, потом – символы второго цвета размером побольше, а затем вручную маленькие символы наклеиваются на большие способом аппликации. Таким образом получается, что номер с окантовкой состоит из двух слоёв плёнки, наклеенных друг на друга. Такой двойной слой плёнки получается толстым, неэластичным и держится на борту хуже тонкой плёнки. Так получается, что работа по изготовлению номера с окантовкой требует много времени, стоимость номера получается высокой, а результат разочаровывает.

1.18. Я хочу заказать съёмные номера, делаете ли вы такие?

Нет. Изготовлением съёмных номеров мы не занимаемся, использовать их нельзя.
Съёмные номера на маломерных судах использовать нельзя. В тексте Закона нет чёткого запрета на использование съёмных номеров. Однако, в Правилах ГИМС, действовавших до 2017 г. была однозначная формулировка: «Регистрационный номер наносится контрастной несмываемой краской на обоих бортах судна на расстоянии 1/4 длины корпуса от форштевня одной строкой», что чётко указывало: номер должен быть нарисован на борту так, чтобы его нельзя было удалить.
В тексте ныне действующего Регламента ГИМС (Приказ МЧС России №777 от 27.07.2023) по этому поводу никаких указаний нет, однако, по опыту известно, что пройти техосмотр в ГИМС со съёмными номерами невозможно, а на воде ГИМС выдаёт предписание заменить съёмные номера стационарными (наклеить или нарисовать на борту краской).

1.19. Я хочу номера, вырезанные из гибкого ПВХ, вроде того, из которого сделана лодка, чтобы приклеить их на борт клеем.

Номера из гибкого ПВХ (баннерной или тентовой ткани) мы не делаем: наши оборудование и материалы для этого не подходят.
Номера, вырезанные из ПВХ, спрашивают очень редко, и мы не планируем производить их. Проблема подобных номеров из ПВХ в том, что приклеив их однажды на борт, снять их потом в случае необходимости невозможно.

1.20. У меня сложный борт: поверх жёсткого борта алюминиевой лодки имеются навесные надувные быстросъёмные борта (баллоны остойчивости). Какой номер мне нужен и куда его наносить?

Правильным вариантом будет нанести номер и на жёсткий борт корпуса самой лодки, и на съёмные надувные борта (були). Соответственно, на жёсткий борт наклеивают номера из самоклеящейся плёнки, а на навесных баллонах номера и флаги наносят специальной краской для мягких ПВХ по трафарету, как на надувные лодки.
Иногда судовладельцы, которые используют свою лодку всегда только вместе с навесными надувными бортами, никогда их не спуская, рискуют наносить номер только на баллоны и не наносят их на корпус лодки, рассуждая так, что раз корпус лодки полностью закрывается баллоном, то номер на корпусе всё равно не виден, и поэтому наносить на него номер нет смысла. Однако, это повод для претензий со стороны ГИМС. Тех. осмотр с такими номерами вы получить не сможете, так как фактически навесные борта в любой момент можно снять, и тогда лодка окажется без номера. На воде в таких случаях существует риск получить штраф за отсутствие номеров на лодке.
С другой стороны, если номер нанесли на корпус лодки, а поверх него навесили надувные борта, затрудняющие прочтение номера или, тем более, полностью закрывающие его, лодка и в этом случае оказывается как будто совсем без номера, поэтому приходится дополнительно дублировать изображение номера и флага и на эти навесные борта.


правильно Пример размещения номера
на быстросъёмных надувных бортах,
установленных на алюминиевую лодку.

номер на съёмных надувных баллонах алюминиевой лодки


1.21. Моя лодка оснащена ходовым тентом, который закрывает часть борта. Куда мне нужно наносить номер – на борт или на тент?

Если тент закрывает ту часть борта, на которой нанесён идентификационный номер судна, то номер следует продублировать на тент. То есть номер должен быть хорошо виден на лодке при любых условиях.
В тексте Правил ГИМС ответ на вопрос, где должен быть размещён номер в случае, когда на лодке имеется ходовой тент, не сформулирован, в Правилах сказано только то, что номера должны наноситься на борта судна, а также есть абзац о том, что, если это технически невыполнимо, то размеры и место нанесения идентификационных номеров в подобных случаях определяет инспектор ГИМС, о чём делается отметка в судовом билете и Реестре (Приказ МЧС РФ №777 от 27.07.23).

пункт 11 Приказа №777 ГИМС МЧС РФ


неправильно
На фото пример, когда тент
закрывает номер на корпусе лодки.

номер на лодке закрывает тент


Существует много различных моделей ходовых тентов самых разнообразных конструкций. Некоторые из них не закрывают борт лодки в той части, где размещается изображение номера и флага, с такими тентами нет проблем, дублировать номер на них не нужно.

В некоторых других случаях тент закрывает борт не полностью, а частично, лишь в носовой части корпуса. В этом случае, если номер ещё не был нанесён на корпус судна, решением проблемы может быть выбор такого места на борту лодки, где номер не будет перекрываться тентом, например, ближе к центру или к корме корпуса судна. Также можно поробовать сделать номера нестандартного размера, чтобы они помещались на видимой части борта, не закрытой тентом. В подобных случаях рекомендуется согласовать с ГИМС размеры номеров и место размещения и в идеале зафиксировать полученное разрешение в «Особых отметках» в судовом билете и в Реестре маломерных судов в ГИМС (см. пример здесь)

Некоторые модели ходовых тентов имеют прозрачные карманы, предназначенные как раз для того, чтобы в них можно было поместить вкладыш с дубликатом бортового номера судна. Часто они имеют небольшие размеры и даже «короткие» номера старого образца, а тем более, длинные номера нового образца, которые состоят из 11 символов и флага, получаются очень маленькие, что может быть поводом к придиркам со стороны ГИМС, если инспектор посчитает такие номера "плохо различимыми" на воде. Ещё одна проблема - найти производство, где вам смогут изготовить номера "на вкладышах" в такие карманы: напечатанные на мягких ПВХ сложно положить в такой же мягкий карман, а номера на жёсткой основе типа пластика могут рвать острыми краями карман, кроме того, их придётся вынимать каждый раз, когда потребуется снять и свернуть тент. Но главная проблема заключается в том, что номера-вкладыши получаются съёмными, получить на них разрешение в ГИМСе едва ли удастся.

Решением вопроса дублирования идентификационного номера лодки на тент может быть нанесение дубликата номера на тент краской по трафарету. Для этого подойдёт
комплект трафаретов с краской для лодок ПВХ – такой, как мы предлагаем для нанесения номеров на надувные лодки из гибкого ПВХ.



про флаги

1.22. Обязательно ли наносить на борт флаги?

Если флаг не установлен на мачте или флагштоке, то изображение флага наносят на борт лодки после идентификационного номера судна. Флаг из ткани может быть установлен на мачте, флагштоке, флаги из самоклеящейся виниловой плёнки или изображения флагов, нарисованные краской, размещаются непосредственно на борту судна.

1.23. Если у меня не помещается флаг после номера, могу я его наклеить не после номера, а в другом месте?

Если конструктивные особенности судна не позволяют нанести флаг сразу после номера (какие-то технические помехи на поверхности борта, выступы, заклёпки, тех. элементы и т. п.), его изображение наносят в той части борта, где для этого есть место, либо размещают на мачте, флагштоке или другом предназначенном для этого месте.

1.24. Нужен ли флаг к номеру старого образца, зарегистрированному до 2017 года?

Однозначного ответа на этот вопрос нет.
С 2017 года при заказе номеров старого образца большинство судовладельцев заказывают и флаги тоже, хотя в последних правилах ГИМС, устанавливающих порядок регистраии маломерных судов (Приказ МЧС №777 от 27.07.2023) по поводу флагов никаких определенных указаний нет.
С одной стороны, в 2017 г. лодки начали получать идентификационные номера нового образца и с ними требование о размещении флага РФ (либо его изображения на борту). С другой стороны, если судно было зарегистрировано до 2017 года, то оно регистрировалось ещё по «старым» Правилам, которые не требовали размещения флага на маломерных судах. Поэтому каждый решает этот вопрос по своему усмотрению.
По факту, были прецеденты, когда судовладельцы во время тех. осмотра и на воде получали предписание нанести изображение флага на борт после идентификационного номера старого образца. Поэтому мы считаем, что флаг на лодке лучше разместить тем или иным способом, независимо от того, с каким номером – старого или нового образца – ходит ваше судно в российских водах.

1.25. Как правильно наклеивать флаг на второй борт – после номера или перед номером? Ведь если флаги будут на двух бортах после номера, они будут выглядеть не симметрично.

В 2017 г. в Правилах ГИМС (Приказ МЧС №340 от 24.06.2016 г.) было чётко указано, что флаг на борту должен размещаться после номера. В настоящий момент по существующим Правилам (Приказ МЧС №777 от 27.07.2023) насчёт размещения флагов на маломерных судах никаких конкретных указаний нет.


правильно Пример размещения флага
на борту маломерного судна

флаг на борту яхты



про наши услуги

1.26. Смогу ли я сам наклеить / нарисовать номер на борту? Это кажется слишком сложным. Я хочу, чтобы номер наклеил / нарисовал ваш специалист.

Обычно судовладельцы хорошо справляются с этой работой самостоятельно, ничего сложного в ней нет. Существуют некоторые технические нюансы, которые нужно учитывать, если вы впервые сталкиваетесь с необходимостью приклеить самоклеящийся номер на борт или нарисовать номер на надувной лодке краской. Все эти технические моменты подробно описаны в пошаговых инструкциях по нанесению номеров, с которыми можно ознакомиться у нас на сайте. Также вы получите инструкцию в распечатанном виде вместе с готовыми номерами.
Мы не оказываем услуги по нанесению номеров на лодки и не выезжаем на место к заказчику, это занимает слишком много времени и стоимость такой услуги будет превышать стоимость самих номеров, что совершенно нецелесообразно с учётом того, что вы можете сделать всё самостоятельно.
Иногда судовладельцы, не желая заниматься этой работой, перепоручают её техническому персоналу своего яхт-клуба или рабочим автосервиса, где обслуживают свой автомобиль.

1.27. Можно ли сделать номера срочно в моем присутствии?

Нет, в вашем присутствии мы номера не изготовим.
Срок изготовления – в течение дня. На работу по изготовлению комплекта из 2-х номеров с флагами нам необходимо время, как минимум, 1 час (номера мы не печатаем, это плоттерная резка и ручная сборка стикеров). Кроме того, у нас могут быть на очереди другие заказы, поступившие раньше вашего, так что придётся ожидать дольше.
Мы отдаём все полученные за день заказы в тот же день (кроме пятницы и субботы), часто – уже через час после получения заказа, но в сезон заказов может быть много, и время на их выполнение увеличивается.
Чтобы вам не пришлось тратить время на продолжительное ожидание, пожалуйста, делайте заказ на изготовление номеров заранее а мы вас сориентируем, когда ваш комплект номеров будет готов.


II. Вопросы про номера на лодку ПВХ


2.1. Почему на надувную лодку ПВХ нельзя делать номера из самоклеящейся плёнки?

Номера из самоклеящейся плёнки на надувных лодках не держатся.
Ещё несколько лет назад в Россию из Германии завозилась специальная, так называемая «баннерная» плёнка для гибких поверхностей – Oracal 451 серии. Она использовалась не только для производства номеров на лодки, но и для изготовления наружной рекламы на баннерах, растяжках и т.д. Номера из такой узкоспециализированной плёнки можно было использовать на надувных лодках ПВХ и быть уверенным, что они прослужат несколько лет. Однако, некоторое время назад для нанесения рекламы на баннеры стали применять более простой и дешёвый метод – печать, а баннерная плёнка перестала пользоваться большим спросом, и её перестали завозить. Кроме того, она и так недешёвая в 2015 г., в связи с сильным подорожанием доллара стала совсем уже неоправданно дорогой. Так что теперь её нет.
Плёнка, которая сейчас используется для производства лодочных номеров на жёсткий борт, это тот же самый Oracal но другой серии – 641. Она хорошо держится только на жёстких поверхностях из стеклопластика, алюминия, дюралалюминия и т.п. Если номера, сделанные из такой плёнки, приклеить на лодку из гибкого ПВХ, они быстро отклеиваются. Поэтому для надувных лодок из гибкого ПВХ изготавливаются только трафареты, а сами номера наносятся узкоспециализированной краской, предназначенной именно для использования на поверхностях из гибких ПВХ. Немного подробнее по этому вопросу можно узнать в статье Трафареты на лодки ПВХ – лучшая альтернатива номерам из плёнки, а заказать трафареты сразу в комплекте с "правильной" краской можно здесь.

2.2. Если я всё-таки наклею номер на лодку ПВХ, сколько он прослужит? На сезон хотя бы хватит?

Наклеивать номера из самоклеющейся плёнки на надувные лодки из ПВХ не стоит.
Иногда такие номера служат в течение непродолжительного срока, а иногда отклеиваются уже сразу после первого использования или даже во время наклеивания на борт лодки, это зависит, по-видимому, и от материала борта, и отпогодных условий, и от соблюдения техники нанесения изделий из самоклеящихся плёнок, и, конечно, от того, спускают или не спускают баллоны. Вычислить, кому сколько такие номера прослужат, невозможно. Но в любом случае, даже если вы никогда не спускаете баллоны лодки, номера из самоклейки на надувных лодках держатся не долго.

2.3 Можно ли нанести номера на лодки из ПВХ не краской, а перманентным маркером?

Наносить номер на лодку маркером мы не рекомендуем.

Действительно иногда номер на лодку ПВХ наносят маркером, но это целесообразно только в том случае, если вы покупаете лодку раз и навсегда и не собираетесь ни продавать её, ни менять мотор в будущем, то есть, если вы уверены, что перерегистрация лодки и, соответственно, новые номера, никогда не понадобятся. Надписи, сделанные на ПВХ маркером, держатся на поверхностях лодок практически вечно. Спиртовые чернила, которыми наполнены маркеры, стойко въедаются в ткань ПВХ на молекулярном уровне и смыть их впоследствии не возможно ничем.

Чем-то заклеить участок борта на лодке, где нужно скрыть старый номер – очень непростая техническая задача. Продавать лодку с «испорченным» бортом придётся по бросовой цене, а при смене мотора – ломать голову, чем и как закрыть старый номер, чтобы его «спрятать». Для судовладельцев, столкнувшихся с этой проблемой, это всегда представляет очень большую головную боль, в чём легко убедиться, прочитав об этом многочисленные темы на форумах водномоторников.

Есть ещё один неприятный момент: на ПВХ можно использовать далеко не каждый маркер. Нужно точно знать марку и серию маркера, который подойдёт для ваших целей. Например, некоторые маркеры заполнены лаковыми чернилами, которые высыхают на борту в течение месяца! Всё это время чернила будут пачкаться и собирать на себя пыль и грязь. Поэтому, если несмотря на все минусы, вы всё-таки решите написать номер на лодке ПВХ маркером, попробуйте сначала сделать надпись в каком-то незаметном месте борта и проверить маркер в работе.

Кстати, по новому законодательству (Приказ МЧС №777 от 27.07.2023) идентификационные номера «нового образца» присваиваются раз и навсегда, до утилизации лодки. То есть, вроде бы, тут можно быть спокойным насчёт того, что номер не придётся переделывать. Однако Регламенты ГИМС, касающиеся правил регистрации маломерных судов и требований к идентификационным номерам лодок, в последние годы меняются так часто, что нет никаких гарантий, что они не поменяются снова.
Например, в 2021 г. Приказом МЧС №355 устанавливалось, что никакие идентификационные номера - ни «нового образца», ни «старого образца» - менять больше не будут. Но уже в 2023 г., в соответствии с новым Приказом №777, некоторые номера «старого образца» снова будут заменяться новыми. Правда, не все, а только в случаях, предусмотренных законом (например, при переуступке прав в связи с продаже, при снятии лодки с учета и новой постановке на учет в связи с заменой мотора).

Так что лучше иметь возможность в будущем удалить старые регистрационные номера с борта лодки, если это потребуется. Использование маркера для нанесения номеров на одку ПВХ, такой возможности не оставляют.

2.4 Можно ли использовать краску для нанесения номеров на надувную лодку ПВХ?

Рекомендуем использовать для нанесения номера на борт лодки из гибкого ПВХ узкоспециализированную сверхэластичную краску для гибких/мягких ПВХ.

Выпускают такие краски (чернила) несколько европейских и китайских производителей, но найти их в продаже в России очень непросто, а стоят они недёшево. Эти краски предназначены непосредственно для нанесения надписей и изображений на поверхности из гибких ПВХ, то есть, именно таких материалов, из которых изготавливаются надувные лодки.

Подобные раски должны обладать, несколькими важными характеристиками: во-первых, они должны хорошо держаться на поверхности в течение нескольких лет, во-вторых, при необходимости перерегистрации лодки (например, при продаже лодки или при смене мотора) краска должна легко смываться доступным растворителем без повреждения борта. Также необходимо, чтобы краска обладала хорошей устойчивостью к выгоранию, механическим повреждениям и, само собой, к влаге.

Большинство «обычных» бытовых и даже профессиональных красок на гибких ПВХ не держатся и после высыхания растрескиваются и обсыпаются, тогда, как некоторые другие наоборот въедаются в поверхность намертво, так, что удалить номер, написанный ими на борту надувной лодки, впоследствии просто невозможно, и лодка оказывается безнадёжно испорчена.

Мы комплектуем трафареты для нанесения номеров на лодки ПВХ, изготовленные у нас, одной из таких красок, которая соответствует всем перечисленным требованиям. (Отдельно краску без траафретов не продаём).

2.5 При какой температуре нужно рисовать номер, чтобы краска быстрее высыхала и хорошо держалась?

Наносить номера на борт лодки можно только в тёплую погоду.
Если речь идёт о нанесении номеров на надувную лодку из ПВХ рекомендуемой нами краской для гибких ПВХ, то использовать её нужно при плюсовых температурах воздуха не менее +10-15 градусов на улице либо в тёплом помещении. Наиболее оптимальная температура воздуха окружающей среды для проведения таких работ от +20 градусов. В этом случае уже через 15-20 минут краска подсыхает настолько, что можно в случае необходимости наносить второй слой (что актуально, если номер белого цвета – в этом случае краску необходимо наносить в два слоя). В любом случае – была ли краска нанесена в один слой или в два слоя – пользоваться лодкой можно только после полного высыхания краски, то есть не менее, чем через 12 часов после её нанесения.

2.6. Чем можно смыть номер с лодки ПВХ?

Если для нанесения номеров использовалась специальная краская для гибких ПВХ (например, «Мараплан», «Марабин»), удалить номера с борта надувной лодки можно растворителями универсальным, 646 или 650, а также изопропиловым или медицинским спиртом, уайт-спиритом. Вся краска смоется бесследно, не оставив следов и не повредив поверхность борта.

Если же речь идёт о других красках, нужно знать, какая краска использовалась и, соответственно, чем она растворяется. Часто это выяснить невозможно, особенно, когда куплена лодка б/у со старыми номерами, и приходится экспериментировать с разными растворителями. Будьте осторожны: некоторые растворители могут повредить борт, поэтому попробуйте сначала нанести небольшое количество растворителя на наименее заметном участке борта.

2.7. Сколько нужно краски на 2 номера? Хватит ли того объёма, который вы даёте или лучше взять с запасом?

Для нанесения стандартных номеров «нового образца» (из 11 символов) на 2 борта достаточно 20 мл краски чёрного, синего или красного цвета. Для номеров белого цвета понадобится примерно 30-40 мл краски, так как её приходится наносить в 2 слоя (грунтовочный и основной) - расход получается почти в 2 раза больше. Чтобы нанести белые, синие и красные полоски флагов 200х300 мм на 2 борта обычно достаточно 5 мл каждого цвета.

Мы комплектуем заказы с трафаретами номеров на лодки ПВХ специализированной профессиональной краской для гибких ПВХ - так называемыми, сольвентными чернилами, предназначенными для трафаретной печати на гибких ПВХ на струйных принтерах. Эти чернила достаточно жидкие, имеют низкую вязкость. Наносить такую краску нужно аккуратными промокающими движениями и в небольшом количестве, используя для нанесения полусухой тампончик из марли или другой гигроскопичной ткани. Много наносить её не стоит, иначе краска будет стекать, размазываться. Для экономного расхода краски используйте небольшой тампон чуть меньше ширины штриха символа (менее 2 см).
Можно использовать небольшую мягкую кисточку, избегая избыточного количества краски, чтобы она не растекалась за границы трафарета.
*Указаны объёмы только для краски, которую мы поставляем в комплекте с трафаретами номеров на лодки ПВХ. Для других красок, приобретаемых вами самостоятельно, расход может быть иным.

2.8 Как долго держится краска на лодке? Не смоется ли она водой?

Краска, которой мы комплектуем трафареты для нанесения номеров на надувные лодки, предназначена именно для нанесения надписей и изображений на поверхности из гибкого ПВХ – тенты, баннеры. Она используется в промышленных целях для трафаретной печати изображений методом шелкографии, чаще всего – для наружной уличной рекламы и рекламы на транспорте. Поэтому производителями предусмотрены такие характеристики, как высокая устойчивость красок к внешним воздействиям воды, соли, солнечных лучей и гарантируется продолжительный срок службы в течение нескольких лет.

Краска долговечна, устойчива к истиранию, не выгорает на солнце, не боится воды, в том числе, солёной морской. Она обладает высокой эластичностью, гибкостью, легко наносится и прекрасно держится на ткани из ПВХ, не растрескивается даже при многократном сворачивании баллонов лодки и не утрачивает с течением времени своих качеств.

Наносить краску нужно на полностью накачанные до рабочего давления баллоны. Во время окрашивания соблюдайте температурный режим: красить лучше при температуре воздуха +15-20 градусов, но не подвергайте свежеокрашенную поверхность чрезмерно высоким температурам: в жаркий солнечный летний день лодку с только что нарисованными номерами лучше оставить в тени, а не под прямыми солнечными лучами. Очень важно до начала использования лодки полностью досушить краску в течение 12 часов. В течение этого времени ни в коем случае нельзя спускать баллон, складывать и сгибать ПВХ. При соблюдении этих условий достигается хорошая адгезия и эластичность красочного слоя, и номера, нанесённые на лодку таким способом, продержатся на ней много лет.
При необходимости удалить с борта номера, нарисованные краской для гибких ПВХ, используйте растворители: универсальный, 646 или 650, медицинский или технический изопропиловый спирт, уайт-спирит.


III. Вопросы про номера на катер, яхту, лодку с жёстким бортом


3.1. Не смываются ли номера на катере водой? Как долго и насколько надёжно держатся номера из самоклеящейся плёнки на катере? Может, лучше нанести номер на катер краской по трафарету?

На катера, яхты, алюминиевые лодки и лодки из стеклопластика – то есть, на любые маломерные суда с жёстким бортом – мы рекомендуем наносить бортовые номера, сделанные из самоклеящейся плёнки. Трафареты с краской лучше подходят для надувных лодок из ПВХ.
Самоклеящаяся плёнка, из которой мы делаем номера на катера, используется не только для надёжного нанесения бортовых номеров на маломерные суда, но и для изготовления наружной рекламы и даже для оклейки рекламой автомобилей. По сравнению с автомобилями на катерах наклейки из плёнки подвергаются значительно меньшим внешним воздействиям, поэтому надписи из плёнок прекрасно держатся на бортах лодок, яхт и катеров, выглядят лучше, чем написанные краской, водонепроницаемы и, благодаря особому составу красителей с защитой от UF–воздействия, очень долго не выгорают на солнце. А наклеивать готовые номера из самоклейки на борт гораздо удобней и быстрей, чем рисовать их краской.
Если же ввы всё-таки решили нарисовать номер на лодке с жёстким бортом краской, мы можем изготовить для вас комплект самоклеящихся трафаретов с вашим номером, но краску вам понадобится покупать где-то в другом месте (например, в хозяйственном магазине), потому что наша краска для предназначена только для нанесения на гибкие поверхности из ПВХ и совершенно не подходит для использования на материалах с жёсткой поверхностью.

3.2. При какой температуре нужно клеить номера на борт, чтобы они хорошо держались? Сколько их потом нужно сушить, если клеить «на воду»?

Самоклеящиеся плёнки Orakal 641, которые мы используем при производстве номеров на лодки, рекомендуется наклеивать на поверхность при температуре окружающей среды не менее 10-15 градусов тепла. А по факту, чем на улице теплее, тем лучше: в тепле плёнка становится мягкой, гибкой, эластичный, клеевой слой приобретает лучшие адгезивные свойства и быстрее схватывается на поверхности лодки. Кроме того, вода под плёнкой, если вы использовали «влажный способ» нанесения, быстрее испаряется и высыхает. Время «просушивания» номеров при нанесении влажным способом должно составлять от 20 минут и более и зависит, как от температуры окружающей среды, температуры поверхности борта, так и от того, насколько тщательно вам удалось «выгнать» воду за край плёнки, когда вы его приклеивали. О способах нанесения номеров на лодку подробно написано в Инструкции по наклейке номеров на жёсткий борт.

3.3. Хорошо ли держатся номера, сделанные из плёнки Oracal 641? Как долго они продержатся на лодке? Может быть, лучше сделать номер из плёнки с более сильным клеевым слоем?

На гладких жёстких поверхностях лодок из стеклопластика, окрашенного и неокрашенного алюминия номера, изготовленные из самоклеящейся плёнки Oracal 641, держатся очень надёжно в течение нескольких лет.
Нет смысла использовать для номеров на гладкий борт какие-то другие, более дорогие и «экзотические» плёнки. Существуют только две причины повреждения самоклеящихся номеров: механическое повреждение или попадание на плёнку бензина. Но эти же причины также приведут к повреждению и любой иной плёнки, желательно стараться по возможности их не допускать.

На гладких бортах однослойный клей держится великолепно. C течением времени адгезия клея будет только усиливаться, и наклейки будут прилипать к поверхности от месяца к месяцу всё крепче и крепче. Таковы свойства клея, применяемого при производстве самоклеящихся плёнок: со временем влага из него постепенно испаряется, от чего клей становится вязким, как смола, и ещё более липким, чем свежий. Когда вам понадобится удалить номера с борта, придётся приложить усилия, чтобы это сделать: нагреть наклейку феном и не без труда удалить оставшийся клей с поверхности борта. Так что, если вам говорят, что нужны какие-то более дорогие плёнки с усиленным, двойным слоем клея, вас вводят в заблуждение. Применение дорогих плёнок с усиленным клеевым слоем оправдано только в тех редких случаях, когда оклеиваемая поверхность не достаточно гладкая (зернистая, шереховатая, шершавая, неоднородная). Для большинства лодок это неактуально.

Сколько лет продержатся номера из плёнки (какой бы то ни было) на вашей лодке, зависит от того, насколько аккуратно и бережно используется лодка. Некоторым судовладельцам удаётся сохранять внешний вид самоклеящихся номеров до 10 лет. В среднем же большинство владельцев обновляют самоклеящиеся номера примерно раз в 2-3 года, а кто-то предпочитает приводить лодку в идеальный вид перед началом каждого сезона и заказывает номера каждый год.
К слову: дорогие плёнки всегда тоньше "обычного" Оракала и поэтому больше подвержены механическим повреждениям - ещё один аргумент не в их пользу.

3.4. Я не могу смыть старый номер с катера. Что делать?

По возможности лучше покрасить лодку целиком. Если это слишком дорого и сложно, можно закрасить только участок с номером или заклеить его прямоугольником из самоклеящейся плёнки, то есть подготовить площадку под новый номер. Если вы выберите второй вариант, учитывайте размеры номера, в заивисмости от структуры (номера нового или старого образца) они будут разными. Посмотреть размеры стандартных номеров можно здесь.

3.5. У меня алюминиевая лодка. Борт в заклёпках, я не смогу наклеить номер ровно, он будет пузыриться на участках с заклёпками, что делать?

Если помехи на поверхности борта не слишком большие и их не очень много (например, заклёпки), самоклеящиеся номера можно наклеивать прямо поверх них, как обычно, только после нанесения и удаления монтажной плёнки специально отдельно тщательно проработайте места с заклёпками, аккуратно плотно прижимая плёнку пальцами вокруг заклёпок, дополнительно нагревая эти участки тёплым феном при умеренной температуре.
Если в этих местах образовались воздушные пузыри, их можно проткнуть иглой и также прижать плёнку к поверхности. Это профессиональный способ, который используют специалисты, поэтому не опасайтесь его применять.

Номер на катере из неокрашенного алюминия

На фото: самоклеящийся номер на алюминиевом катере со сложным бортом в заклёпках.

Если помехи на борту более значительные, можно попробовать их обойти.
До начала работ по наклейке номера приложите к борту полоску с номером (не снимая его с бумажного основания, на котором номер поставляется), посмотрите, в каком месте номера возникает помеха, и разрежьте полоску с номером на две или несколько частей.
Приклейте часть номера до помехи, а остальную часть – после неё. По возможности постарайтесь расположить номер так, чтобы он визуально сохранял свою целостность, например, после препятствия можно доклеить флаг или RUS с кодом региона. ГИМС не запрещает и любое другое визуальное "деление" номера на части, то есть, если в результате "борьбы с препятствиями" на борту при размещении номера один символ визуально "отвалится" и окажется отделён от остальных какой-нибудь скобой, ничего страшного не случится, просто будет выглядеть чуть менее эстетично.

Если же помехи настолько велики, что приклеить номер в читаемом виде совершенно невозможно, выберите другой участок борта, а нестандартное место размещения номера согласуйте в ГИМС. Порядок ваших действий в этом случае будет таким же, как в случаях, когда номер стандартного размера не помещается на борту.

3.6. Можно ли сделать наклейку номера не одним листом, а отдельными символами? У меня на борту много помех, которые будут мешать наклейке одним листом, я хочу обойти эти помехи, наклеивая символы по отдельности.

Вы легко сможете самостоятельно разрезать полоску с номером в тех местах, где возникают помехи, или нарезать его на отдельные символы. На обратной стороне бумажной основы номера есть удобная сантиметровая разметка, позволяющая сделать разрезы аккуратно.
Будет лучше, если мы отдадим вам номер одной целой полосой, а вы сделаете разрезы там, где это будет необходимо. Возможно, вам не понадобится отрезать каждый символ отдельно, а получится наклеивать хотя бы по несколько символов сразу. Всё-таки наклейка каждого из 11 символов номера по отдельности – дело хлопотное. Наклеивать отдельные символы номера – процесс более трудоёмкий, чем клеить блоками, так как в этом случае приходится делать разметку под каждую букву и цифру номера. Поэтому рекомендуем разрезать номер только там, где в этом есть техническая необходимость.

3.7. Не будут ли обдираться на лодке номера из самоклейки?

К сожалению, плёнки – материал достаточно тонкий и уязвимый для механических повреждений, причём, это касается абсолютно любых, даже самых дорогих специализированных плёнок, предназначенных для использования в особо сложных условия, например, в авиации. Со временем номера из самоклейки постепенно повреждаются и утрачивают свой первоначальный вид, нуждаются в ремонте или замене. Поэтому рекомендуем обращаться с ними по возможности бережно, стараться не поцарапать их о причальные сооружения, очищая борт от загрязнений и т.д. Также берегите самоклеящиеся номера от бензина – после контакта с ним наклейки повреждаются настолько сильно, что их приходится сразу же полностью заменять новыми.
В среднем судовладельцы обновляют утратившие внешний вид самоклеящиеся номера раз в 2-3 года, но есть и те, кому удаётся сохранять их в нормальном виде до 10 лет.




Другая полезная информация для судовладельцев:


ГОСТ номера на лодку в 2024 г.

Зачем нужны бортовые номера на лодку

Изменения требований к регистрационным номерам в 2017 г.

Размеры номера на лодку по требованиям ГИМС 2017 г.

Нормативные правовые акты, регламентирующие требования к регистрации маломерного судна и его идентификационному номеру:




Закажите изготовление номеров на лодку, катер, яхту, гидроцикл
по телефону: +7 (903) 123-79-34 (+WhatsApp и Telegram)
по e-mail: 7286752@mail.ru
или на странице заказать номер на лодку



Яндекс.Метрика
изготовление номеров ГИМС | название яхты, катера, лодки | рисунок на борт лодки | фото номеров ГИМС | как нанести номер на лодку | заказать изготовление номера | контакты, режим, доставка